Среда, 15.05.2024, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Главная » Файлы » Мои файлы

Радость воспитания. Возможно ли воспитание детей без наказаний
[ Скачать с сервера (78.5 Kb) ] 15.01.2017, 20:24

Данное мероприятие разработано для работы со старшеклассниками(10-11кл.). Его могут проводить как школьные психологи, так и классные руководители. Мероприятие рассчитано на 60 минут. Количество участников – весь класс.

 Для проведения мероприятия необходимо просторное помещение, в котором стулья расставляются по кругу. Если в школе нет такой возможности, можно использовать обычный класс. Важный момент:  занятие проводится за закрытой дверью, в спокойной, доверительной обстановке. Можно повесить табличку на дверь: «Спасибо, что не мешаете! Идёт занятие».

Цель:  формирование у старшеклассников представления о позитивном, ответственном и осознанном отношении к созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

          Задачи:

  • довести до сознания старшеклассников чувство ответственности за  рождение детей;
  • ознакомить с понятием «воспитание» и его методами;
  • обсудить возможности воспитания детей без наказания;
  • обыграть родительские роли и разрешить конфликтные ситуации с детьми.

          Форма проведения: групповое занятие  с элементами дискуссии.

          Оборудование: фломастеры, ручки, бумага А4, магнитофон или музыкальный центр, диск или кассеты с релаксационной музыкой.

Ход занятия.

На нашем занятии мы будем говорить о вашем будущем, к которому вы должны быть   подготовлены. Я говорю о создании семьи, о желании родить ребёнка и воспитывать его.

Рождение ребенка – это главное  событие  в жизни любого человека. Но всегда ли   оно бывает  желанным?

  1. Упражнение «Эмбрионы»

Ведущий: Сейчас попробуем  представить, что вы не ученики, а  маленькие эмбрионы (звучит приятная классическая музыка).

Закрываем глаза, садимся удобнее и внимательно слушаем, ведь мы ещё не родились, и нам надо многое узнать.

Эмбрион 1:

2 месяца.

          Мне уже 2 месяца. Я уже существую. Я могу ощущать, могу чувствовать. Но, к сожалению, мои 2 месяца праздную не только я, но и моя мама. Она уже выкурила 5 сигарет и выпила стакан вина. От этого мне тяжело, слабый я какой-то и голова болит, и тошнит…

3 месяца.

          Мой друг уже такой большой, а я совсем не подрос. Мама курит и курит, а мне всё хуже. Моя мама совсем не гуляет, а я даже не знаю, что такое свежий воздух. Вот рожусь и сразу убегу от неё гулять. И вообще, я устал.

4 месяца.

А сегодня опять был праздник. Мама ела что-то ужасно солёное и острое, а мне это вредно. И запивала всё это не молоком, а пивом. У меня теперь в горлышке першит и живот болит.

5 месяцев.

Вчера у нас были гости. Мама выпила немного вина и сегодня с утра у неё болит голова. Неужели она не знает, что этого делать нельзя! Мне так плохо…

6 месяцев.

Мама сегодня с папой поссорились. Они кричали. Я им совсем не нужен. Не буду я у них рождаться! Я их не люблю. После ссоры мама собрала тяжёлый-тяжёлый чемодан и ушла. У неё сердце чуть не лопнуло от тяжести... Понимаете?! Я чуть не умер!

7 месяцев.

Хотя мне уже 7 месяцев, я выгляжу как пятимесячный, а ведь я так хочу быть большим и сильным. А моя мама сегодня поссорилась с мамой моего друга, потому что та говорила, что нельзя маме в баню, а она всё равно пошла. Мне сначала было хорошо, а потом стало плохо, тесно, и меня куда-то повезли…

8 месяцев.

Вдруг я увидел свет и закричал. А потом меня опутали какими-то трубочками, проволочками и куда-то отнесли. А главный дяденька в белом халате сказал: «Какой он маленький, хиленький, и пальчиков у него 6». А я подумал: «Разве так должно быть?»

Медицинская карта ребёнка.

Новорожденный: вес 2.300, рост 45см. роды преждевременные, ребёнок неактивен, крик слабый. Кожные покровы бледные, со стороны внутренних органов выслушивается систолический шум, границы сердца смещены влево.

          Диагноз: недоношенность 1 степени, врожденный порок сердца.

Эмбрион 2:

2 месяца.

Сегодня у меня праздник. Я уже существую. Моя мама сегодня ела яблоки и творог. Яблоки – это витамины, а творог делает мои косточки крепче! Я сегодня такой весёлый!

3 месяца.

Моя мама сегодня много гуляла на свежем воздухе. Мне так хорошо, я чувствую себя прекрасно!

4 месяца.

Моя мама соблюдает режим, делает зарядку. Я расту, расту здоровым и сильным на радость моей мамочке.

          6 месяцев.

Сегодня папа и мама со мной долго разговаривали. Хотя я их пока не вижу, я чувствую, что они меня очень любят и ждут.

9 месяцев. Медицинская карта ребёнка.

Новорожденный: вес 3.5 00, рост 50см. Роды в срок. Ребёнок активен. Крик громкий. Кожа чистая и розовая.

          Диагноз: здоровый новорожденный.

Запомните свои ощущения. Возвращаемся учениками, юношами и девушками в этот класс. Открываем глаза.

Обсуждение:

- В качестве, какого эмбриона вам было комфортнее?

-  Какого рождения вы желали бы своим детям?

2.       У Вас родился ребенок – маленькое существо, в миниатюре воспроизводящее черты взрослого человека. Ребенок очень многого не может. Он овладевает нормами и правилами человеческого поведения на протяжении всего детства  с помощью родителей в процессе воспитания.

Ведущий: Что же такое воспитание ребёнка?

          Обсуждение.

           Вывод:                                  

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.

Рассмотрим основные  методы воспитания.

 

                                  Методы воспитания:

                                             Убеждение                     Приучение                                                                                   Пример

                                         Стимулирование

                                   Поощрение     Наказание

Остановимся более подробно на наказании, потому что тема нашего мероприятия «Возможно ли воспитание без наказаний?»

 - Что же такое наказание?     

 - Что для вас означает наказывать детей?

Примечание: Выслушать все ответы. Дать высказаться всем желающим.

-Поднимите руки те, кого наказывают?  Спасибо.

-Поднимите руки те, кому это нравится? Спасибо.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека.

Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом, чтобы не навредить себе и окружающим.

Выводы: Будущие папы и мамы, в ходе обсуждения при слове наказание многие из вас стали говорить о насилии: физическом и психическом. Важно видеть границы между психологическим жестоким обращением,  жесткими методами воспитания и попустительским стилем воспитания (когда родителям всё равно, что и как с ребёнком, что он чувствует), границы между наказанием и насилием очень часто может провести только мудрый и любящий родитель.

          3.       Мозговой штурм по теме: «Возможно, ли воспитывать детей без наказания?»

Материал: ручки, листы бумаги.

Ведущий: Сейчас вы  разделитесь на 3 команды. Вам необходимо в ходе обсуждения в командах ответить на следующие вопросы:

-Возможно ли воспитание детей без наказания?

-Если наказания необходимы,  то какими они  должны быть?

Обсуждаем, делаем выводы, записываем. На выполнение задания даётся 10 минут. По завершению работы  один человек выступает от всей команды, остальные могут добавлять свои мнения.

Прослушиваются выводы команд.

Обратить внимание будущих родителей на таблицу с методами воспитания. Обговорить.

Выводы:

1. Если приучить ребёнка с рождения к правилам и нормам общества, показать на собственном примере любовь к жизни, что можно и что нельзя, то в старшем возрасте убеждения и стимулирующие методы наказания и поощрения будут помогать воспитанию в радость.

2. В воспитании детей можно обойтись без наказания. Но, в крайних, редких случаях, наказания необходимы во благо ребёнку, потому как не помогли ни убеждения, ни пример, ни многократное повторение и напоминание и ребёнок упорно нарушает нормы и правила поведения в обществе, вредя себе или своему здоровью. Главное всегда следует помнить о том, что недопустимы в качестве наказания физическое и психологическое насилие: бойкот и отвержение «Ты больше мне не сын! Ни дочь!», «То, что сделал, настолько ужасно, что я буду помнить об этом всегда и никогда тебя не прощу!» Это слишком жестоко по отношению к ребенку любого возра­ста – насколько бы ужасен ни был его поступок.

3.  Наказания могут привести к хорошим результатам, если в воспитательной системе семьи они занимают незначительное место, бывают действительно заслуженными и при этом не отнимают у ребенка ощущения, что его любят и желают ему добра. При частом и постоянном наказании детей за дело и без, наказания могут только отрицательно по­влиять на развитие детей и на отношения в семье.

4. Наказание порождает страх и может дать кратковременный  результат. Но это лишь видимость того, что наказание принесло желаемый эффект. Страх может остаться на всю жизнь привести к психической травме, вызывает чувство мести, гнева, ненависти к обидчику.

5. Наказывая, осуждать поступок ребенка, а не его личностные характеристики. Ребёнку можно говорить: «Твоё действие, поступок меня расстроил, разозлил, огорчил…»,- но  нельзя обзывать, сравнивать его с другими детьми  и переходить на оскорбления личности ребёнка.

6. Ребенок не должен бояться наказаний от родителей,  он должен бояться огорчить родителей.

Ведущий: Мудрыми родителями быть сложно. Этому не учат.

Я предлагаю вам самим побыть мудрыми родителями.

В созданных 3 группах остаёмся. Каждая группа получает свою ситуацию. Прочитайте, придите к единому мнению: как можно ее разрешить. На выполнение задания – 5 минут.

Разбор ситуаций:

          Ситуация 1. Пятилетний ребёнок  рвет книги, ломает игрушки.

          Возможные ответы:

1. Проследить за ребёнком - когда, в какой момент он это делает (может быть это реакция на родительские конфликты).

2. Обязательно спрашиваем, где он видел, что книжки рвут, игрушки ломают (может быть, это повторение за кем-то).

3. Разговариваем о нужности книг и игрушек для ребёнка, что теперь у него их нет, а вы собирались с ним почитать, поиграть…

Заклеиваем вместе с ребёнком книгу, налаживаем игрушку.

4. Объясняем, что так делать нельзя. Берём обещание с ребёнка, что такое не повторится (ребёнок не знал, что это делать плохо!!!)

  • 2. Мальчик десяти лет  подрался  с одноклассником. Маме позвонил классный руководитель и попросил принять меры.

          Возможные ответы:

1. Вывести на доверительный разговор и узнать причину (при строгом допросе ребёнок будет обманывать или молчать).

2. Разобрать, обсудить вместе, как можно было бы по-другому разрешить конфликт.

3. Объяснить к каким серьёзным последствиям (сотрясение головного мозга, потеря зрения, переломы рук или ног) могут привести драки.

4. Берём обещание с ребёнка, что такое не повторится, что он будет сдерживать свои негативные эмоции (ребёнок не знал, что это так может быть серьёзно!!!)

5. И, в случае не сдерживания эмоций, а значит своего слова, обговариваем возможное наказание с ребёнком.

         

          Ситуация 3. 14-летний подросток пришёл домой выпивший и с запахом табака.

          Возможные ответы:

  1. Выяснить в доверительной беседе причину такого состояния (при сильном опьянении после хорошего сна).
  2. Проговорить с ним меру ответственности за свой поступок.
  3. Объяснить, что родители могут понести за него административное наказание.
  4. Возможные меры наказания - лишение значимых для подростка удовольствий.

            Обсуждение: Удалось ли  вам быть мудрыми родителями, решить проблемы без наказаний?

Заключение.

В заключение хотелось бы вернуться к самому главному: для того, чтобы ребенок стал Человеком, недостаточно родиться человеком – нужно еще человеческое общество и человеческое воспитание. Каждой семье присущи свой дух, своя атмосфера, которые дети улавливают, впитывают, а затем и выражают в особенностях своего поведения.

Делайте выводы и принимайте решения уже сегодня, будущие папы и мамы: будет или нет в вашей семье воспитание детей в радость, будет или нет приемлемо наказание. И, если да, то, какое допустимо, а какое нет.

 Ваше будущее в ваших руках.

Мероприятие разработано

учителем музыки

первой категории Абунаевой Э.Ф.

Решение:

  1. Проводить мероприятия по профилактике жестоко обращения с детьми, по сознательному отношению к созданию семьи и  рождению детей со старшеклассниками в школе с видеоматериалами.
  2. Ввести занятия по этике и психологии семейной жизни.
  3. Ввести урок по Конвенции о правах ребёнка и законах РФ.
  4. Помогать детям при выявлении жестокого обращения с ними.
  5. Проводить семинары, тренинги для учителей по обучению проведения таких мероприятий со старшеклассниками.
  6. В школе должны быть на видном месте телефоны доверия, психологической помощи.

Список рекомендуемой литературы:

 

1.Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков»- М., 2004 г.

2.Коляда М.Г. «Шпаргалка для родителей» - Донецк, 1998 г.

3.Дереклеева Н.И. « Справочник классного руководителя» - М., 2002 г.

4.Катович Н.К. «Модели воспитания школьников» - М., 2000 г.

5.Конвенция о правах ребенка.

6.Современный психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко/М., 2007 г.

7.«Как наказывать подростка?»  — Психологический портал Зайка. www.zayka.net

8.Кволс К. «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания» - 2008 г.

9.Эда Ле Шан «Когда ваш р

Категория: Мои файлы | Добавил: elviraabunaewa
Просмотров: 136 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Категории раздела
Мои файлы [12]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    uCoz