Психогимнастика на уроках музыки.
Игра "Поем вместе"
Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Например, "Голубой вагон". Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок - начинаем петь. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок - снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется. Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.
Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только полезным, но и приятным.
1. Пальчиковые игры и упражнения.
«Бабочка».
Прижмите ладони друг другу — бабочка сложила крылышки.
Разведите ладони в стороны, руки остаются соединенными лишь в области запястья — бабочка машет крыльями.
«Кошка»
Средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, — это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите — так торчат кошачьи ушки.
2. Немаловажное значение имеет и развитие глазодвигательных мышц.
«Дождик»
Капля первая упала «кап - кап» - пальцем стучать
И вторая побежала «кап - кап» - по ладошке
Мы на небо посмотрели - смотреть вверх
Капельки «кап - кап» запели - постучать по голове
Намочились лица, - вытирать лицо
Мы их вытираем.
Туфли - посмотрите - посмотреть на туфли
Мокрыми стали - показать руками
Плечами дружно поведем - трясти плечами
И все капельки стряхнем
От дождя убежим - бег на месте
Под кусточком посидим - присесть
3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные и дыхательные упражнения.
Соединение правильного дыхания с движениями способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Выполнение дыхательных упражнений на уроках успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные, растягивающие движения снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической активности и работоспособности.
"Подуем на одуванчик".
Предложите детям сорвать отцветший одуванчик, поднесите его к губам (держать на небольшом расстоянии) и подуть так, чтобы слетели все семена-парашютики. Задание выполняется вначале в несколько приемов, а затем дети пытаются сдуть парашютики за время одного долгого выдоха
Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребёнка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально- личностной сферы.
4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям (В основном используется бессловесный материал). Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела человека.
Упражнение «Вкусные конфеты».
Ребята, конфетное дерево хочет угостить нас конфетами (дети с воображаемого дерева осторожно срывают конфеты). Ребята, покажите, какая вкусная вам досталась конфета, как вы рады.
5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.
Мимические упражнения. Тема «Посуда»
«Эмоция»
Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды.
« Чудесные превращения».
Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
Упражнения для щек и губ
Кувшины с узким и широким горлышком.
Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».
Самовар. Надувать обе щеки одновременно.
6. Релаксационные упражнения помогают снять мышечное напряжение.
«Берёзка»
Войдите в образ берёзки. Поднимите руки – ветви, покачайте ими под лёгким ветерком, под сильным ветром.
Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка.
Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия, выражения эмоций, усиливает эффект от проводимых упражнений. Рисование помогает снимать напряжение. Музыка является самым действенным и организующим средством общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к урочной деятельности
Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.
Подготовила учитель музыки МОБУ СОШ с. Ермекеево Абунаева Эльвира Фануровна
|